Page 176 - indexf
P. 176
Башенные краны бывают передвижными - чаще на рельсо-
вом и реже на пневмоколесном ходу, стационарными (пристав-
ными к зданию и установленными на фундаменте) и самоподъ-
емными, используемыми при строительстве высотных, с метал-
лическим каркасом зданий и других объектов. Передвижные
краны могут быть: с неповоротной башней, но с поворотным
оголовком, на котором установлена стрела; с поворотной баш-
ней, устанавливаемой на поворотной платформе. Вылет груза
относительно оси вращения платформы (оголовка) можно изме-
нять подъемом стрелы или передвижением грузовой тележки по
горизонтальной стреле. В первом случае грузоподъемность кра-
на Q на разных вылетах от оси вращения крана берут перемен-
ной. Ее определяют из постоянства грузового момента
Qmin.Rmax = Qmax.Rmin, (6.1)
являющегося у стреловых кранов вторым основным, после гру-
зоподъемности, параметром. Во втором случае грузоподъем-
ность Q берут постоянной на всех вылетах.
Строительные башенные краны стандартизованы (ГОСТ
13556-85) [2;3;5]. По назначению они бывают: производствен-
ными - для гражданского, промышленного и гидротехнического
строительства, а также монтажными - для монтажа металлурги-
ческого и химического оборудования. Они, в основном, отлича-
ются величинами грузоподъёмности Q, грузового момента Мгр =
Q.R и высотой подъема груза Н, которая может быть разной при
одних и тех же величинах Q и Мгр.
Металлоконструкция башенного крана состоит из стрелы,
башни, поворотной платформы, противовесной консоли и непо-
воротной рамы. На башенных кранах применяют преимущест-
венно конструкции из проката. Стрелы изготовляют из уголко-
вого проката или из труб. Пояса между собой связаны раскосами
и стойками.
Стрелы башенных кранов классифицируют по способу из-
менения вылета на подъемные и балочные, а по виду конструк-
ции - на решетчатые и сплошностенчатые. Наибольшее распро-
странение получили прямые подъемные стрелы, стреловой рас-
чал которых прикреплен к оси блоков на оголовке стрелы (рис.
176